- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Церковная утварь на дореволюционной фотографии
Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох.
Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох. Наиболее известны сделанные им снимки представителей разных сословий и народностей Российской империи. Запечатлевал Сергей Михайлович и храмы, их реликвии, убранство и утварь. Многие из этих фото сохранили для нас облик предметов церковного обихода, безвозвратно утерянных в эпоху воинствующего безбожия.
Процессионный крест из Ипатьевского монастыря Костромы – именно с ним пришли 14 марта 1613 года послы Земского собора к Михаилу Феодоровичу Романову, прося его стать Государем всея Руси. Деревянный,обложенный басмой крест на высокой ручке, несет на себе писаные образы. На лицевой стороне в центре – Пресвятая Богородица с Младенцем-Христом, на четырех концах – изображения святых в округлых медальонах. Особенно интересно, что икона Пречистой по иконографическому типу напоминает «Державную»: Богородица сидит на престоле, держа на коленях Сына. На обороте – вверху икона Пресвятой Троицы, остальные миниатюры на черно-белом фото разобрать сложно. Крестный ход также был осенен ликом Иконы Божией Матери Владимирской.
Евхаристический набор. Набор золотой богослужебной утвари из Ипатьевского монастыря г. Костромы: потир, дискос, две тарели, лжица и звездица, а также копие. Выразительно сочетание черненого рисунка с золотой основой. Необычна для нас форма копия: оно напоминает настоящее копье, исполненное в миниатюре, что сегодня почти не встречается. Тонкая и прямая ручка завершается крестом с драгоценным камнем. Выпуклые, привлекающие к себе внимание камни украшают и остальные предметы набора, кроме тарелей. Массивный потир украшен чеканными изображениями деисиса и четырех евангелистов. Вверху чаши надпись: «Пiйте отъ нея вси: сiя есть кровь Моя». Сосуды эти были принесены боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым в дар Свято-Троицкому Ипатьевскому мужскому монастырю в 1599 году.
Воздух, подаренный императрицей Екатериной II Преосвященному Симону (Тодорскому)
Воздух пошит из бархата пунцового цвета и богато украшен вышивкой. В средине – шитый жемчугом крест, в центре которого – лик Спасителя, По углам воздуха вышиты образы четырех евагелистов, а между ними – шитые мелким жемчугом вензели Высочайших имен. Что интересно – наравне с ними здесь присутствует вензель костромского епископа Евгения (вверху снимка).
Воздух был подарен Екатериной Великой своему духовнику Преосвященному Симону (Тодорскому), который в 1745 году был наречен и 31 марта посвящен во епископа вновь учрежденной Костромской епархии. Ею он управлял до 18 августа того же года из Санкт-Петербурга, так и не побывав на своей кафедре. По всей вероятности, Преосвященный Симон не был отпущен в Кострому из Санкт-Петербурга как опытный советник при дворе и в Святейшем Синоде, а также как выдающийся проповедник.
Покров, шитый инокиней Марфой (Мария Нагая).
Покров вышивала последняя жена Ивана Грозного на гроб своего погибшего сына, царевича Дмитрия, причисленного к лику святых.
На момент фотографирования шитью около 300 лет.
В 1910 году, когда и был сделан снимок, покров находился в г.Угличе в Храме Царевича Димитрия на Крови. Ныне плащаница утрачена.
Запрестольный крест в Успенском соборе г. Кашин, подаренный Царем Алексеем Михайловичем.
Снято в 1910 г. в Успенском соборе г. Кашин, который фотограф назвал "старой Успенской церковью" из-за возраста храма.
Собор был построен по велению царя Алексея Михайловича, посетившего г. Кашин в 1650 г.
Храм был освящен в 1676 году.
Митра жемчужная.
Фото сделано в ризнице Ипатьевского монастыря г. Кострома в 1911 году.
По корпусу митра полностью расшита жемчугом, изумрудами и другими ценными камнями.
Накладки на митру выполнены в технике финифть: вверху - икона Коронования Божией Матери, по сторонам - образы Спасителя, Божией Матери, свм. Ипатия и св. Иоанна Дамаскина.
Два потира и напрестольное Евангелие поднес первый из государей династии Романовых Успенской обители г. Александров. Одна из чаш привлекает внимание тонкостью декора: основание ее декорировано зернью и филигранью (узором из напаянных на основу витых проволочек и шариков). Евангелие украшено чеканными изображениями апостолов, а также интересными вставками из неограненных драгоценных камней: каждый камень укреплен с помощью каста, сделанного по его форме (а не наоборот, как в наши дни, когда строго заданную форму придают камням).
Кадила. В Успенском монастыре г. Александров фотограф заснял и три серебряных кадила, подаренных обители царем Михаилом Феодоровичем. Они почти одинаковы по размеру, но несхожи по художественному решению. Первое напоминает формой восточный светильник, два других представляют собой стилизованные миниатюрные храмы: округлый и прямоугольный.
Водосвятная чаша XVI столетия из Авраамиева монастыря Ростовской губернии. Она имеет округлую форму и устойчивую широкую ножку – подобно потиру. Вся поверхность чаши и ее крышки украшена глубокой, объемной чеканкой с выразительным «травным» узором: переплетающимися лозами, цветами, листьями. Крышка чаши напоминает завершение маковки храма: она увенчана крестом купольной формы, имеющим в своем основании цату (перевернутый полумесяц) и ажурное «яблоко».
Наперсный крест царя Алексея Михайловича Романова – уникальное свидетельство древности. Он является принадлежностью древнерусского (допетровского) царского одеяния. Прямоугольный четырехсторонний крест несет на себе ростовое изображение благословляющего Спасителя. По сторонам от Него – херувим и серафим. Крест этот хранился в церкви Царевича Димитрия на Крови, в Угличе, куда он был пожертвован для украшения храмовой иконы в 1654 году. Стоит поразмышлять о символическом смысле этого деяния: второй из государей рода Романовых передал свой царский крест для украшения образа убиенного царевича, смерть которого положила конец правлению династии Рюриковичей. В этом видится стремление восстановить духовную преемственность, смиренное прошение о благословении и молитвенном ходатайстве пред Богом за Русь.