- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобномученики Вениамин (Кононов), архимандрит, Никифор (Кучин), иеромонах
Преподобномученики Вениамин (Кононов) и Никифор (Кучин)
Преподобномученик Вениамин родился 4 января 1868 года в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье крестьян Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых и в крещении был наречен Василием. По обстоятельствам и обычаям того времени образование Василий получил дома. Благочестивые родители его не раз бывали в Соловецком монастыре, куда брали с собою и сына. И с каждым разом после посещения славной своими святыми основателями и насельниками обители в нем все более крепла решимость посвятить жизнь свою служению Господу.
В 1893 году, когда Василию исполнилось двадцать пять лет, он поступил в монастырь трудником, а в 1897 году был принят в него послушником. В монастыре Василий руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. За это время он окончил шесть классов Соловецкого братского училища; показав большую склонность к иноческой жизни, он оказался благонравным и послушным, имеющим большие задатки к внутреннему самоуглублению. 12 июня 1903 года настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) постриг послушника Василия в монашество и нарек ему имя Вениамин в честь священномученика Вениамина Синайского. 28 августа 1905 года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года – во иеромонаха; он исполнял послушания при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и законоучителя братского училища.
22 февраля 1910 года иеромонах Вениамин был назначен духовником Соловецкого монастыря. 30 октября 1912 года он был назначен настоятелем Антониева Сийского монастыря и 23 декабря того же года возведен в сан архимандрита; в 1913 году – награжден наперсным крестом, в 1916-м – орденом святой Анны 3-й степени.
В 1913 году в Соловецком монастыре началась смута: некоторые из братии, недовольные распоряжениями архимандрита Иоанникия, выступили против настоятеля, и поскольку никаких серьезных обвинений представить они не могли, то и стали писать на него начальству различные клеветнические измышления; эта смута продолжалась четыре года и закончилась решением Святейшего Синода от 4 августа 1917 года уволить архимандрита Иоанникия на покой. Прочитав об этом решении Синода в газете, архимандрит Иоанникий перекрестился и сказал: «Слава Богу за все. Мне своих дел не стыдно». Ему в это время исполнилось шестьдесят семь лет.
Монастырь таким образом оказался без руководства, и 22 августа 1917 года исполняющий обязанности прокурора Московской Святейшего Синода конторы направил протопресвитеру Московского Большого Успенского собора Николаю Любимову письмо, в котором писал: «Принимая во внимание, что в монастыре среди известной части насельников господствует немирное настроение, что неблагоприятное внутреннее состояние монастыря усугубляется внешнею угрозою неприятеля, что сообщение с монастырем, вследствие прекращения осенью навигации, будет затруднено, для пользы обители представляется необходимым просить Святейший Синод ускорить выборами настоятеля монастыря, дабы не оставлять монастырь в трудное время без настоятельского руководства, и командировать на выборы особое духовное лицо» [1] .
На следующий день последовало распоряжение: провести выборы и командировать для наблюдения за ними епископа Угличского, викария Ярославской епархии Иосифа (Петровых). По существующим в то время правилам, в выборах должны были участвовать только монахи, но, поскольку архимандриту Иоанникию ставилось в вину, что многие указные послушники, живя в монастыре по двадцать лет, не постригались в монашество, некоторые из оппозиционно настроенных монахов потребовали допустить и послушников к участию в выборах.
Выборы настоятеля были назначены на 4 сентября 1917 года. Поскольку архимандрит Иоанникий имел право быть вновь избранным, то он в этот день передал письмо, адресованное епископу Иосифу и братии:
«Ваше Преосвященство, Преподобные отцы и Братия! В интересах мира обители я отказываюсь от чести переизбрания в настоятели, предоставленной мне Святейшим Синодом.
Хочу остающиеся дни моей жизни окончить среди вас в безмолвии и уединении, в мире и безмятежии. Смиренно прошу всех вас простить мне грехи и прегрешения мои пред вами вольные и невольные. В свою очередь от души прощаю всех вас, кто согрешил предо мною. Усердно прошу вас принять меня в свою среду как брата, как друга, как сомолитвенника вашего! Да благословит Господь Бог ваше избрание нового настоятеля» [2] .
4 октября 1917 года после молебна в Успенской трапезной церкви состоялись выборы нового настоятеля, которые производились тайным голосованием – путем подачи записок; в них участвовало 170 монахов и 77 указных послушников; «из поданных 247 записок подавляющее большинство (238) оказались за отца архимандрита Вениамина, настоятеля Сийского монастыря, бывшего духовника Соловецкой обители» [3] .
28 сентября 1917 года Святейший Синод назначил архимандрита Вениамина настоятелем Соловецкого монастыря. С самого начала управления монастырем отца Вениамина преследовали различные искушения, которые он связывал с неправильным, немонашеским поведением братии по отношению к прежнему настоятелю. В ночь с 7 на 8 декабря 1917 года в бучильном корпусе южного дворика вспыхнул пожар, который перекинулся на другие постройки. Чудом удалось спасти монастырские постройки от огня. Отец Вениамин сказал тогда братии, что это несчастье попустил Бог за тяжкие братские грехи и смуту против настоятеля. «Все ли мы хороши сами? – сказал он. – Отца Иоанникия не считали ли первым человеком – и его же загрязняли, и заплевали, и заушали. Ныне я кажусь многим из братии хорошим, но боюсь, что придет, и скоро, время, когда и я буду казаться тоже худым и ненужным, и против меня также начнут вести козни и смуты». Архимандрит Вениамин призвал братию монастыря к миру, любви и примирению и забвению скорбного прошлого.
Во время этой беседы вперед выступил иеродиакон Вячеслав, который стал поносить бывшего настоятеля, обвиняя его в различных преступлениях. Но братия, прервав смутьяна, вывела его из помещения.
«Отныне никаких обвинений против отца Иоанникия я принимать не буду», – завершая беседу, твердо заявил новый настоятель.
Архимандриту Вениамину удалось на время восстановить порядок в обители, некоторые монахи-смутьяны покинули монастырь, остальные внешне смирились.
В это время власть в России уже захватили безбожники-большевики и в стране началась гражданская война. Большевики издали декрет об отделении Церкви от государства, Церковь лишалась прав юридического лица, а все ее имущество государством реквизировалось. В связи с этим декретом братия обители приняла меры к сохранению наиболее чтимых святынь, а также тех ценностей из ризницы, которые имели богослужебное употребление. По указанию архимандрита Вениамина эти ценности были скрыты в стене и под папертью Спасо-Преображенского собора, а также над алтарем Никольской церкви. Тайные хранилища для продовольственных запасов начали строиться рядом с Амбарным озером и озерными каналами. Ближайшим помощником настоятеля в этих работах стал иеромонах Никифор (Кучин).
21 февраля 1920 года Красная армия вошла в Архангельск, а 29 апреля на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома, и с островов стали вывозиться запасы продовольствия. Чтобы отстоять монастырь от разграбления и сохранить хоть что-то из продовольствия, архимандрит Вениамин 20 июня 1920 года обратился с жалобой в Кемский продовольственный комитет.
«Всепокорнейше прошу Кемский уездный продовольственный комитет, – писал он, – обратить внимание на Соловецкую обитель и не дать братству погибнуть зимою с голоду, потому что, если недостанет хлеба хотя бы на пятнадцать дней, – все мы должны будем помереть с голоду на диком, суровом морском острове.
Монастырю необходимо иметь годовой запас продовольствия, а вследствие сего долгом считаю просить комитет оставить в монастыре ту годовую норму, которая полагается на братию монастыря в количестве 430 человек…» [4]
Власти, однако, проигнорировали просьбу монахов, и под руководством Губревкома продолжилось разграбление монастыря. Многие церковные ценности были найдены по указанию самих монахов, ранее бунтовавших против архимандрита Иоанникия.
12 августа 1920 года из Соловков была отправлена в Архангельский губисполком телеграмма, в которой сообщалось, что сотрудниками Чека, благодаря указаниям некоторых монахов, были найдены замурованные церковные изделия.
В ответ было получено распоряжение: «Серебро заарестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии» [5] .
С этого времени в Соловецкой обители началась новая смута, но уже против архимандрита Вениамина. Затаивший обиду на настоятеля иеродиакон Вячеслав от имени небольшой группы поддержавших смуту монахов направил заявление к одному из новых руководителей Соловецких островов: «Мы, видя Ваше снисхождение, сознавая свои вины и опасаясь за будущее, осмеливаемся обратиться к Вам, а в лице Вашем и ко всей Советской власти, с нижайшей просьбой: …оставить наше общество жить на тех началах, какие были начертаны нашими представителями и основателями: Василием Великим, Феодором Студитом, а русскими – Антонием, Феодосием Киевскими и последующими до наших основателей: Зосимы и Савватия и Филиппа, борца за угнетенных. Эти лица и подобные им… не имели в виду никаких политических целей, ни захвата власти и земли, но единственная их цель – возвышение бессмертного человеческого духа над тварностью, а потому они к власти относились безразлично, добросовестно, без лести и лицемерия и неукоризненно. Начала эти выражались одним словом – “общежитие”… Благодаря перевороту в России, нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись, как видите: он уже скоро три года управляет, а ничего на пользу общества не сделал… Посему верится, что Ваша Советская власть действует по Промыслу Божественному. И если Вы найдете возможным хотя бы маленькое провести расследование, то мы можем дать Вам те черновики, которые писали в разное время о фактах преступлений… В сокрытии монастырских продуктов просим также не обвинять всю братию, тщательно узнать, кто виновные, и наказать по закону преступления. Конечно, главные виновники – настоятель, соборные (старцы) и содержатели разных частей (хозяйства монастыря)…» [6]
К осени 1920 года на Соловецком архипелаге разместилось множество советских организаций, которые занимались большей частью вывозом монастырского имущества, начал действовать уже и концлагерь. В конце 1920 года архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия и отправлены на принудительные работы на лесозаготовки в Холмогоры.
Преподобномученик Никифор (в миру Николай Иванович Кучин) родился в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Служил в армии и дослужился до чина унтер-офицера. После выхода в отставку Николай Иванович в 1909 году поступил в Соловецкий монастырь, в 1913 году архимандрит Иоанникий постриг его в монашество с именем Никифор. В монастыре монах Никифор окончил пять классов братского училища. Проходил послушание заведующего рухлядной палаткой, был рукоположен во иеромонаха и во время начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь явился ближайшим помощником архимандрита Вениамина.
После отбытия заключения в 1922 году, архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор поселились на Соловецком подворье в Архангельске, а после закрытия подворья – у некоего архангелогородского фармацевта, который, как православный, и приютил оставшихся без крова монахов. Но жизнь в шумном городе была не по душе монахам, искавшим уединения, и они по совету послушника Соловецкого монастыря Степана Антонова летом 1926 года переехали в село Часовенское Архангельской области к его сестре Анне. Тем же летом они соорудили себе келью в глухом лесу, в сорока верстах от ближайшего населенного пункта – деревни Коровкинской. В небольшой избе площадью около двадцати квадратных метров было лишь самое необходимое; из монастырских вещей у них оставались: никелированный самовар, кофейник и настольные часы с боем. В самой комнате стояли две кровати и висело несколько икон. Возле кельи пустынножители завели небольшой огород, на котором они стали выращивать овощи, и ледник для хранения продуктов. Питались они овощами с огорода и рыбой, которую ловили в Волкозере, на высоком берегу которого и стояла их келья. Недостающие продукты им привозил дважды в год из Архангельска Степан Антонов. Место это было настолько глухое, что лишь изредка забредал к ним какой-нибудь случайный охотник, и они прожили здесь в молитве и трудах почти два года.
В 1925 году в деревне Коровкинской появился молодой человек по фамилии Ярыгин, который промышлял кражами, за что был дважды судим; в 1927 году в селе Часовенском поселился комсомолец лет двадцати, по фамилии Иванов. Впоследствии он устроился на работу лесным обходчиком и от местных охотников разузнал дорогу к келье пустынников. Враг рода человеческого диавол вселил ему мысль убить и ограбить монахов, внушив, что содеянное останется безнаказанным, так как все монашествующие объявлены советской властью вне закона и за таковых советская власть заступаться и строго наказывать не будет. Зимой 1927 года Иванов разыскал лесную келью монахов и, ссылаясь на неких общих знакомых, попросился к ним переночевать. Недоброе почувствовали в пришельце монахи, но по долгу христианского странноприимства не смогли отказать и впустили в дом для ночлега человека-убийцу. Иванов, заночевав у монахов, выглядел обстановку кельи и, хотя в ней не было ничего от роскоши, остался при той же мысли – ограбить монахов.
Весной 1928 года он подбил Ярыгина на грабеж. На дьявольское дело разбойники вышли перед самой Пасхой. К вечеру 17 апреля – это был вторник Светлой седмицы – они дошли до Волкозера. Вся келья была освещена изнутри – монахи совершали пасхальное богослужение.
Когда все молитвы были завершены и в доме погас свет, убийцы вплотную подошли к окнам; хорошо изучив внутреннее расположение комнаты, Иванов стал стрелять туда, где стояли кровати, чтобы попасть в монахов. Вскоре раздались стоны – и наступила тишина. Убийц, однако, обуял такой страх, что они не посмели зайти в келью и, остановившись в сенях, оттуда влезли на чердак: взяли несколько пар сапог, два дождевика, нижнее белье, носки, брюки, кусок черного брезента, голубой эмалированный чайник, набор рыболовных крючков и плотницкий инструмент. На чердаке же они нашли и посудину с керосином и решили сжечь монахов вместе с избушкой. Убийцы облили керосином стены и подожгли и тогда услышали, как изнутри кельи вновь раздались крики, так как священноиноки еще были живы.
9 июня 1928 года Степан Антонов, как обещал, приехал навестить пустынников, но обнаружил лишь сгоревшую келью и два обгоревших скелета.
Убийцы были вскоре арестованы; Иванов пытался оправдать преступление контрреволюционностью монахов, однако это ему не удалось, и суд приговорил убийц к десяти и восьми годам заключения.
За десять лет до мученической кончины архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора, 31 марта 1918 года, Патриарх Тихон, зря на Русскую землю, кровью мученическою поливаемую, сказал: «Бодрствовали, очевидно, над собой те, коих из нашей среды удостоил Господь венца великомученического… Но что же мы можем сделать, что можем придумать, к кому нам обратиться с жалобой на эти злодейства?.. Все страшное, что творится сейчас среди нас, без сомнения, попускается Промыслом Божиим за грехи наши. Все совершается не без Его святой воли… Очевидно, и ныне Он Сам, Всемогущий, увеличивая наше дело благоустроения церковного, возрождает и обновляет Церковь кровию новых священномучеников и мучеников… Смиримся же пред Ним, покоримся Ему, рекшему на все века и всем Своим ученикам: “Без Мене не можете творити ничесоже”» [7] .
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель».
Тверь. 2006. С. 9-19
Примечания
[1] РГИА. Ф. 796, оп. 204, 1 отд., 5 ст., д. 389, л. 16.
[2] Там же. Л. 2.
[3] Там же. Л. 3.
[4] Цит. по «Московский журнал». 1995. № 9. В. Столяров. Настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Вениамин. С. 10.
[5] Цит. по «Православный церковный календарь 2003». Издание Соловецкой обители. С. 180.
[6] Там же. С. 180-181.
[7] Там же. С. 182.
Источник: fond.ru
Служба преподобномученикам Вениамину и Никифору Соловецким
На Го́споди, воззва́х: стихи́ры, глас 5:
Прииди́те, христолюби́вии лю́дие,/ восхва́лим ревни́телей и защи́тителей до́блественных обители Соловецкия,/ Вениами́на, нача́льника ея́ после́дняго/ вкупе и Ники́фора, его́ сподви́жника,/ ти́и бо ве́лию скорбь разорения обители прия́ша,/ во времена́ же гонений на Церковь Русскую/ сонму новому́чеников Солове́цких сопричтени быша./ Ны́не же предстоя́т Престо́лу Госпо́дню/ и мо́лятся о спасении душ на́ших.
Кре́ст страданий дан бысть ти свы́ше, богоизбра́нне Вениами́не,/ еже оби́тель Солове́цкую от беззако́ний и бу́йства безбо́жных храни́ти,/ ты же, преподо́бне, заступа́я вве́ренную ти святы́ню,/ тверд и непрекло́нен яви́лся еси́/ и, вся́чески утесня́емь и изгоня́емь от враг быв,/ все упова́ние на Го́спода возлага́л еси́,/ оби́тели Солове́цкия после́дний нача́льниче/ и славный страстоте́рпче.
Я́коже пла́мень зло́бный попали́ во дни гоне́ний/ сла́вную оби́тель Солове́цкую,/ та́ко и Вениами́н многострада́льный,/ строи́тель сея́ оби́тели прехва́льный,/ вкупе с преподобномучеником Ники́фором,/ ду́ши скорбьми́ тя́жкими очи́стивше,/ паля́щим огне́м смерть прия́ша./ Темже, венцы му́ченическия от Господа приемше,/ ныне Престолу Божию во Ца́рствии Небеснем предстоят/ и молятся о душах наших.
Многия ско́рби и страда́ния на земли́ претерпе́вше/ и крест му́ченический со смире́нием и любо́вию в житии́ поне́сше,/ ны́не на Небе́си ра́дости неизреченныя наслаждаетеся,/ преподобномученицы Вениами́не и Ники́форе,/ и в со́нме святы́х Го́спода воспеваете./ Того молите и нам поприще земное достойно совершити/ и Царствие Божие наследовати.
Сла́ва, глас 8:
Во изгна́нии су́ще,/ молитву непреста́нную слезами растворяли есте́/ о оби́тели Соловецтей, от безбожных разоряемей,/ святии Вениами́не и Ники́форе,/ в нейже многия подвиги и труды понесли есте./ Во дни же Свята́го Воскресе́ния,/ смерть му́ченическую за Христа прии́мше,/ Того победоносне просла́вили есте́./ Ныне же, Престолу Божию предстояще,/ прославляете Отца и Сына и Святаго Духа,/ Троицу Единосущную и Нераздельную.
И ны́не, Богоро́дичен: Царь Небе́сный:
Таже вход. Проки́мен дне. Чте́ния мученическая.
На лити́и стихи́ра, глас 1:
Огнем вещественным смерть приемше,/ пла́мене гее́нскаго избе́гли есте́,/ богоблаженнии Вениами́не и Ники́форе,/ ли́ку же неисче́тному до́блественных му́чеников приобщившеся/ и собо́ру Солове́цких новому́чеников основа́ние тве́рдо положи́вше,/ с те́ми ныне песнь побе́дную на Небеси́ воспеваете,/ сего ради к вам умильно вопием:/ моли́те Го́спода о спасе́нии душ на́ших.
Сла́ва, глас 4:
Во оби́тели преподо́бных Зоси́мы, Савва́тия и Ге́рмана,/ и́хже труды́ и моли́твами/ цве́том благоче́стия оток пусты́нный Солове́цкий процвете́,/ по́двигом и́ноческим до́бре подвиза́стеся,/ славнии Вениами́не и Ники́форе,/ и, досто́йно зва́нию ходи́вше,/ преподо́бия же о́браз чи́сте сохрани́вше,/ па́че по́двиг страстоте́рпчества во времена́ гоне́ний му́жественне подъя́ли есте́/ и му́ченичества красото́ю све́тло просия́ли есте́./ Сего́ ра́ди, преподобному́ченицы наре́кшеся/ и от Христа́ Бо́га увенча́вшеся,/ о оби́тели ва́шей Того́ приле́жно моли́те/ и нам проси́те ми́ра и ве́лия ми́лости.
И ны́не, Богоро́дичен: При́зри на моле́ние:
На стихо́вне стихи́ры, глас 1.
Подо́бен: Небе́сных чино́в:
По днех поста́ прише́дшу Пра́зднику Вели́кому и Све́тлому,/ наста́ вам, преподобномученицы, путь кре́стный соверши́вшым,/ вре́мя к До́му О́тчу преселе́ния,/ темже, смертию мучи́тельною предочистившеся,/ с весе́лием во след Христу́ воскре́сшу на Не́бо вознесо́стеся./ Сия́ после́дняя земна́я ва́ша па́сха/ в Небе́сную и Ве́чную вам преложи́ся.
Стих: Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду,/ и изве́л еси́ ны в поко́й.
Воскресе́ние Христо́во вам светло сла́вящым,/ Сам Господь, Воскресы́й из ме́ртвых,/ страда́ния коне́чная ва́ша предваря́я,/ посреде́ вас неви́димо пребы́сть/ и, си́лу к терпе́нию му́ки о́гненныя подавая́,/ от юдо́ли сме́ртныя вас возведе́/ в Вы́шняя Небесная селе́ния.
Стих: Све́т возсия́ пра́веднику,/ и пра́вым се́рдцем весе́лие.
Ве́рою нетще́тною во Христа́ окриля́еми,/ все упова́ние на Него возло́жили есте,/ преподобномученицы Вениамине и Никифоре,/ и сердца́ ваша, радости пасхальныя исполнена,/ на по́двиг му́ченический угото́вали есте́./ Темже, Царю Христу воскресшу,/ ду́шы своя́, радующеся, преда́ли есте́.
Сла́ва, глас 6:
Распе́ншемуся за ны Христу́ Бо́гу,/ смерть попра́вшему и ад плени́вшему,/ сораспина́лися есте́, страстоте́рпцы приснопа́мятнии,/ страда́ния мно́гая претерпе́вше да́же до сме́рти му́ченическия,/ ны́не в невече́рнем дни Ца́рства Бо́жия сла́дость ра́йскую вкуша́ете,/ исполне́ние наде́жды ва́шея улучи́вше./ И нам, Христо́ву Воскресе́нию покланя́ющымся/ и па́мять ва́шу пра́зднующым,/ всегда́ сию́ наде́жду подава́йте.
И ны́не, Богоро́дичен: Творе́ц и Изба́витель:
Тропа́рь, глас 5:
Преподóбнии новомýченицы Вениами́не и Ники́форе,/ дóбрым пóдвигом во оби́тели Соловéцтей просия́вше,/ настáвницы брáтии в завéтех и́ноческих яви́лися естé/ и, от безбóжник беды и изгнáние претерпевше,/ в плáмени огня́ дýши своя́ Влады́це Христý предáли естé,/ Емýже ны́не предстоя́ще,/ молите спастися душам нашим.
На утрени
На Бог Госпо́дь: тропа́рь преподобному́чеником, два́жды. Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: Ра́дуйся, Две́ре Госпо́дня непроходи́мая:
По 1-м стихоло́вии седа́лен, глас 2:
Сове́ту нечести́вых неприча́стни,/ страда́ния о Христе́ избра́ли есте́, Вениами́не и Ники́форе,/ вмени́вше сия в ра́дость себе́ и во спасе́ние./ Темже, сме́ртию му́ченическою жизнь ве́чную обре́тше,/ мзду досто́йну от Го́спода восприя́ли есте́/ и преподобному́ченики во святы́х Его́ наре́клися есте.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:
Предстательство неусы́пное и́мамы Тя, Пресвята́я Влады́чице,/ мольба́м и пла́чем земны́м скорое Услы́шание,/ боле́знем и скорбе́м теплое Сострадание,/ Ру́це, просте́ртеи в по́мощь обремене́нным грехми́ и беда́ми,/ Глас, непреста́нно моля́щий милосе́рдие Бо́жие за род челове́ческий.
По 2-м стихоло́вии седа́лен, глас 3:
Нестерпи́мому огню́ соедини́вшеся теле́сне,/ ду́шы, пла́менем любве Боже́ственныя объя́ты,/ в ру́це Го́спода преда́ли есте́, страстоте́рпцы,/ сме́ртию страда́льческою от земли́ отше́дше,/ присно жи́ви обрета́етеся во Ца́рствии Небе́снем,/ Воскресе́нием Христо́вым вше́дше в рай.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:
Возжада́ душа́ моя́ Тебе́, Спа́се мой,/ я́ко живота́ исто́чник и́маши вои́стинну,/ Свет ми́ру Невече́рний Богоро́дицею возсиявый./ Тоя́ всеси́льными мольба́ми/ Небе́сных Благ Сокро́вище отве́рзи ми, Влады́ко Многоми́лостиве.
Велича́ние:
Велича́ем вас,/ преподобному́ченицы Вениами́не и Ники́форе,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́/ претерпе́ли есте́.
Псало́м избра́нный: Бог нам Прибе́жище и Си́ла:
По полиеле́и седа́лен, глас 8:
А́нгелом собесе́дницы на земли бы́сте, Вениами́не и Ники́форе досточу́днии,/ мы́сленныма очи́ма зря́ще Небе́сная/ и слу́хом серде́чным вне́млюще свяще́нным глаго́лом Госпо́дним,/ гоне́ния и му́ки претерпесте/ и победи́тели во бра́ни яви́стеся./ Ны́не же, в Небе́сных Оби́телех жи́тельствующе,/ моли́теся о нас, страда́ния ва́ша чту́щих,/ да ве́рни повеле́нием Госпо́дним пребыва́ем,/ друг дру́га лю́бяще и мир в себе́ иму́ще.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:
Небе́сная Цари́це, Госпоже́ Блага́я,/ любве́ Боже́ственныя Сосу́де преиспо́лненный,/ Твои́м всеми́лостивным заступле́нием сея́ животворя́щия любве́ сосу́ды че́стны спаса́емых нас сотвори́,/ да ве́рни повеле́нием Госпо́дним пребыва́ем,/ друг дру́га лю́бяще, и мир в себе́ иму́ще.
Степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гла́са. Проки́мен, глас 4: Честна́ пред Го́сподем/ смерть преподо́бных Его́. Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми? Вся́кое дыха́ние: Ева́нгелие от Ма́рка, зача́ло 37.
По 50-м псалме́ стихи́ра, глас 6:
Где твое́, сме́рте, жа́ло?/ Где твоя́, а́де, побе́да?/ Всу́е и́щете ве́рных Госпо́дних пожре́ти,/ вла́сти же не и́мате,/ победи́л бо есть вы Спас душ на́ших Христо́с Бог,/ дарова́в живо́т ве́чный всем земноро́дным,/ ве́рным Ца́рство Свое́ запове́да,/ Того́ насле́дницы Вениами́н и Ники́фор/ житие́м пра́ведным и кончи́ною му́ченическою яви́шася./ Ны́не, па́мять тех воспева́юще,/ нача́ло ве́чнаго жития́ их в Бо́зе пра́зднуем/ и к по́мощи их моли́твенней взыва́ем.
Кано́н, глас 6.
Песнь 1
Ирмо́с: Волно́ю морско́ю/ Скры́вшаго дре́вле/ гони́теля мучи́теля,/ под земле́ю скры́ша спасе́нных о́троцы;/ но мы, я́ко отрокови́цы,/ Го́сподеви пои́м,/ сла́вно бо просла́вися.
Припев: Святии преподобномученицы Вениамине и Никифоре, молите Бога о нас.
Сподо́би, Го́споди, просла́вити по достоя́нию преподобному́чеников Солове́цких, Вениами́на и Ники́фора,/ ти́и бо, си́лою Христо́вою вооружи́вшеся,/ искуше́нием вра́жиим противоста́ша/ и со́нма му́чеников украше́ние пресве́тлое яви́шася.
От ко́рене благочести́ваго происшед, святе Вениами́не,/ ве́ре Христо́ве и любви́ Боже́ственней измла́да прилежа́л еси́/ и, боле́зни и труды́ благоду́шно претерпева́я,/ посреде́ мяте́жей мно́гих до конца́ сия сохрани́л еси́.
От святы́я ико́ны Вседержителя глас услы́шав, о́тче Вениами́не,/ мирска́я вся отри́нул еси/ и ко отоку Солове́цкому стопы́ своя́ напра́вил еси́,/ идеже, во оби́тели святе́й всели́вся,/ в послуша́ние Бо́гу всеце́ло себе́ вдал еси́.
Богоро́дичен: Путь ко спасе́нию откры́ла еси́ нам, Богоро́дице,/ жития́ непоро́чнаго образ чисте́йший явля́ющи./ Темже, на Тя взира́юще и Тебе́ моля́щеся,/ из глубины́ серде́чныя взыва́ем:/ я́звы грехов и стру́пы страсте́й наших исцели слезами покаяния.
Песнь 3
Ирмо́с: Тебе́, на вода́х/ пове́сившаго всю зе́млю неодержи́мо,/ тварь, ви́девши на ло́бнем ви́сима,/ у́жасом мно́гим содрага́шеся,/ несть свят,/ ра́зве Тебе́, Го́споди, взыва́ющи.
По́двиги мно́гими подвиза́вся, Вениами́не всеблаже́нне,/ восходил еси от си́лы в си́лу/ и, к мона́шескому чи́ну и са́ну свяще́нному сопричте́н быв,/ служе́ние твое́ усе́рдно соверша́л еси́/ под покровом первонача́льников оби́тели Соловецкия,/ к ни́мже умиле́нною душе́ю моли́твы простира́л еси́.
Мно́гих ра́ди доброде́телей и кро́ткаго твоего́ ду́ха, богоблаже́нне Вениами́не,/ нача́льник Си́йския оби́тели поста́влен был еси́, идеже, Боже́ственным Покро́вом Пресвяты́я Тро́ицы/ и предста́тельством преподо́бнаго Анто́ния, первонача́льника оби́тели сея́, укрепляемь,/ добре потрудился еси́,/ путеводя́ ста́до Христо́во ко спасе́нию.
Нестроению во обители Соловецтей бывшу,/ избраша тя братия в наста́вника духо́внаго себе,/ ве́дуще тя благонра́вием и послушанием украшена,/ любо́вию к Бо́гу и бли́жним обдержима/ и му́дрость духовную стяжавша, Вениами́не достохвальне.
Богоро́дичен: Обре́тши благода́ть у Сы́на Твоего́ заступа́ти немощны́й род челове́ческий, Богоро́дице,/ неусы́пно назира́еши лю́ди христиа́нския,/ и́ноком наипа́че покрови́тельствуеши,/ я́ко а́нгельскому чи́ну подража́телем,/ Сама́ бо вы́шши а́нгельскаго жи́тельство нам явила еси.
Седа́лен, глас 5:
Пла́мень о́гненный проше́дше, преподобному́ченицы,/ ве́чнаго покоя́ сла́дость обрели есте/ и, по́двиг во Христе́ жи́тельства му́жественне соверши́вше,/ пра́ведною кро́вию блаже́нство ра́йское сниска́ли есте́./ Мо́лим вас, святии:/ моли́теся за ны ко Го́споду,/ по́прище жития́ на́шего нам досто́йно проити́,/ стрел вра́жиих избе́гнути/ и ве́чныя поги́бели изба́витися.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Засту́пницу Тя и́мамы пред Богом, Пречи́стая Дево,/ не пре́зри раб Твоих, на предста́тельство Твое́ наде́ющихся,/ моле́ние наше приими и по́мощь с Небесе́ низпосли,/ да спасе́ние душ наших обрящим.
Песнь 4
Ирмо́с: На Кресте́ Твое́ Боже́ственное истоща́ние прови́дя,/ Авваку́м, ужа́сся, вопия́ше:/ Ты си́льных пресе́кл еси́ держа́ву, Бла́же,/ приобща́яся су́щим во а́де,/ я́ко Всеси́лен.
Повеле́нию Госпо́дню повину́яся,/ крест настоятельства обители Солове́цкия, тя возрасти́вшей, со смирением приял еси, Вениами́не достоблаженне./ Егда же си́ла вра́жия безу́мно на Це́рковь Правосла́вную возста,/ страдания, предуготованная тебе, безропотне восприял еси.
До́брое жи́тельство попра́вше,/ не́цыи от и́нок солове́цких послуша́нию не поревнова́ша/ и, самохоте́нием ме́сто супоста́ту в сердце своем да́вше,/ скорбь ве́лию оби́тели Солове́цтей и богоизбра́нному Вениами́ну, настоятелю своему сотвориша,/ ду́шу свою за овцы своя́ положити хотящему.
Ду́хом в Го́рняя простира́яся,/ до́льними скорбьми́ обремене́н быва́ше, Вениами́не преподо́бне,/ но молитвою и любо́вию бу́рю мяте́жа посреде непокоривых/ во оби́тели древней укроща́л еси́, о́тче богому́дре,/ ста́до разобще́нное и́ноков во еди́но собира́я/ и Бо́га в Тро́ице Нераздельнаго о поми́ловании умоля́я.
Богоро́дичен: Молим Тя, Богоро́дице Де́во, вра́жиими злоде́йствы обуреваемии:/ сете́й злоухищре́нных свободи́,/ мучи́тельства страстей нас изба́ви,/ мир Бо́жий в ду́ши наша водвори́,/ терпе́нием Христо́вым снабдева́ющи.
Песнь 5
Ирмо́с: Богоявле́ния Твоего́, Христе́,/ к нам ми́лостивно бы́вшаго,/ Иса́ия, Свет ви́дев Невече́рний,/ из но́щи у́треневав, взыва́ше:/ воскре́снут ме́ртвии,/ и воста́нут су́щии во гробе́х,/ и вси земноро́днии возра́дуются.
Оте́честву земному в чине во́инстем че́стно послужи́в, богоблаже́нне Ники́форе,/ во́инству Христо́ву приобщи́тися и еди́ному Бо́гу порабо́тати зело возжелал еси́/ и, во оби́тель Соловецкую вселився,/ досто́йно в чи́не и́ночестем и са́не иере́йстем Го́сподеви послужи́л еси́.
Обеты иноческия усердно исполня́я,/ наста́вника ти Бо́гом да́ннаго Вениами́на любо́вию почита́л еси́, Ники́форе прехва́льне,/ темже, и стезею страстоте́рпческою вку́пе ше́ствовав,/ му́ченичества красото́ю с ним украси́лся еси́.
Тве́рдо Христа́ испове́давше/ и напасти вражия ни во что́же вменивше,/ пострада́ти за Того сподо́билися есте́, Вениами́не и Ники́форе,/ уничиже́ние от беззако́нных,/ изгна́ние из оби́тели, во юдо́ль муче́ний нечести́выми обраще́нныя,/ труды́ поднево́льныя, поноше́ния и клевету́,/ вся претерпе́ли есте́, преподо́бнии.
Богоро́дичен: Над землею Русскою Покро́в держа́вный распросте́рши,/ не оста́вила еси́ нас от злодея́ний льсти́ваго поги́бнути, Засту́пнице Всеми́лостивая./ Помози́ нам и ны́не ве́ру истинную без стра́ха испове́дати/ и Правосла́вия побо́рники быти.
Песнь 6
Ирмо́с: Ят бысть,/ но не удержа́н в пе́рсех ки́товых Ио́на:/ Твой бо о́браз нося́,/ Страда́вшаго и погребе́нию Да́вшагося,/ я́ко от черто́га, от зве́ря изы́де./ Приглаша́ше же кустоди́и:/ храня́щии су́етная и ло́жная,/ ми́лость сию́ оста́вили есте́.
Егда́ мрак безбожия постиже зе́млю Русскую/ и Солове́цкую обитель в темницу обрати,/ тогда́ многоско́рбная сердца́ ва́ша испо́лнишася боле́зней и скорбей,/ яже и до конца́ му́жественне понесли́ есте́, Христо́вы страстоте́рпцы,/ Про́мысл Бо́жий благи́й во всем разумева́юще.
Не́мощь челове́ческую ве́дуще,/ все упова́ние на Бо́га всеце́ло возложи́ли есте́, преподо́бнии,/ и, со смире́нием и кро́тостию пра́ведное Его́ попуще́ние восприи́мше,/ ве́рность Влады́це и зва́нию Вы́шнему досто́йно сохрани́ли есте́./ Не оста́вите убо нас, святии,/ память вашу светло почитающих.
Преподо́бным отцем поревнова́вше/ и испове́дником ве́ры, за Христа́ страда́ния с ра́достию прие́мшым, последовавше,/ соприча́стницы Солове́цким новомучеником яви́стеся/ и Це́рковь Ру́сскую подвиги светло украсисте, богому́дрии.
Богоро́дичен: Влады́чице ми́ра, Ма́ти Всепе́тая,/ приими́ сердечную моли́тву раб Твоих, во умиле́нии Ти приноси́мую,/ и не лиши нас милостиваго Твоего заступления,/ но, яко Благая, спаси души наша.
Конда́к, глас 7.
Подо́бен: Разруши́л еси́:
Божéственными страдáнии,/ я́же за Христá претерпевше,/ отцы́ всеблажéннии,/ я́ко злáто в горни́ле дýши своя́ во огни́ очи́стили естé/ и во оби́тели Гóрния ко Влады́це своемý ны́не пресели́лися есте./ Сегó рáди прилéжно чтим и ублажáем вас,/ преподобномýченицы Вениами́не и Ники́форе.
И́кос:
Благода́тию Госпо́днею на по́двиг испове́днический избра́ннии, Вениами́не и Ники́форе,/ преподо́бием и пра́вдою Бо́гу потруди́лися есте́ во святе́й оби́тели Солове́цтей,/ си́лою же вра́жиею во времена́ безбо́жная от нея́ удале́ннии,/ в моли́тве, и терпе́нии и тве́рдом упова́нии дни жития́ своего́ провожда́ли есте́./ Смире́нию же кре́стному прилежа́вше,/ радостне славили есте́ Го́спода, вся воскреси́вшаго Собо́ю,/ и, страда́льческую смерть прие́мше во дни Святы́я Па́схи,/ красото́ю му́ченическою украси́лися есте́ во Ца́рствии Спа́са на́шего./ Сего́ ра́ди приле́жно чтим и ублажа́ем вас,/ преподобному́ченицы Вениами́не и Ники́форе.
Песнь 7
Ирмо́с: Неизрече́нное чу́до:/ в пе́щи Изба́вивый преподо́бныя о́троки из пла́мене/ во Гро́бе мертв, бездыха́нен полага́ется/ во спасе́ние нас пою́щих:/ Изба́вителю Бо́же,/ благослове́н еси́.
Я́ко пусты́нницы, во изгна́нии пребыва́ли есте́, Вениами́не и Ники́форе,/ труды́ и моли́твами подвиза́ющеся день и нощь/ и славосло́вие Бо́гу в Тро́ице Единосу́щному и Неразде́льному возсылающе:/ Избавителю Боже, благословен еси.
Ме́сто по́двигов после́дних в де́брех се́верных избрали есте, досточу́днии,/ иде́же, мно́го потруди́вшеся,/ житие земное мученически скончали есте./ Ныне Престо́лу Всевы́шняго предстоите и победоносно взываете:/ Избавителю Боже, благословен еси.
Земны́я юдо́ли го́рести во мно́жестве позна́вше,/ благ неизрече́нных ны́не наслажда́етеся, Христо́ви страстоте́рпцы,/ ве́рен бо Господь, обетова́вый Ца́рствие Небесное любящим Его и вопиющим:/ Избавителю Боже, благословен еси.
Богоро́дичен: Заве́та ве́чнаго, Богоизбра́нная Таи́ннице,/ и Ца́рства Христо́ва, Всеми́лостивая Врата́рнице!/ Го́спода и Влады́ку веко́в умоли́ о нас, немощны́х, озлобле́нием вра́жиим му́чимых,/ Ты бо, Благосе́рдая Ма́ти, Помо́щница те́плая/ и Хода́таица живота́ ве́чнаго христиа́ном присно являешися.
Песнь 8
Ирмо́с: Ужасни́ся, боя́йся, Не́бо,/ и да подви́жатся основа́ния земли́:/ се бо в мертвеце́х вменя́ется в Вы́шних Живы́й/ и во Гроб мал странноприе́млется./ Его́же, о́троцы, благослови́те,/ свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
Четыредеся́тницу святу́ю по́стнически соверши́вше,/ Па́сху Господню воспева́ли есте́, ду́хом пламене́юще./ Огнь же мучи́тельный, челове́ки зло́бными разжже́нный, мужественне претерпевше,/ в Черто́г украше́нный внидо́сте,/ Христа Воскре́сша пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки.
Па́мять ва́шу пра́зднующе, новомученицы святи́и, ра́дуемся и ликовству́ем,/ днесь бо Па́сха ва́ша соверша́ется от земли́ в Селе́ния Небе́сная восхо́дом невозбра́нным,/ вы же, я́ко ве́рнии служи́телие Христо́ви,/ насле́дницы благослове́ннии Небе́снаго Оте́чества яви́стеся,/ пою́ще и превознося́ще Господа во вся ве́ки.
Ве́рою и тве́рдым испове́данием ве́чнаго блаже́нства достигосте, преподо́бнии Вениами́не и Ники́форе,/ сме́ртию бо страда́льческою к Животу́ безсме́ртному преста́вилися есте́/ и кро́вию безви́нною багряни́цу Це́ркве Правосла́вныя украси́ли есте́,/ пою́ще и превознося́ще Господа во вся ве́ки.
Троичен: Триипоста́сный Бо́же,/ Сло́вом сотвори́вый вся́ческая и Ду́хом к животу́ призва́вый земна́я и небе́сная!/ Ты челове́ческое естество́ в подо́бие Свое́ созда́л еси́,/ оскверненное же грехом Кро́вию Христа́ Твоего́ паки возста́вил еси́,/ Его́же о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте,/ лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
Богоро́дичен: Послужи́вши Та́йне Бо́жией, челове́ческому разуме́нию непостижи́мей,/ сподо́би нас благода́ти Сы́на Твоего́, Пренепоро́чная,/ не́мощь нашу укрепи́,/ житие́ уны́лое милостию Твоею обогати́/ и ску́дную моли́тву нашу Ду́ха Святаго животво́рными дыха́нии раствори́.
Песнь 9
Ирмо́с: Не рыда́й Мене́, Ма́ти,/ зря́щи во Гро́бе,/ Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́, Сы́на:/ воста́ну бо и просла́влюся,/ и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог,/ ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.
Благода́рною душе́ю сла́вяще Творца́ и Бо́га,/ испове́дником и страстоте́рпцем Христо́вым приобщи́лися есте́, Вениами́не и Ники́форе./ Сердцеве́дец же Госпо́дь страда́льческия ра́ди кончи́ны/ венцы́ му́ченическими украси́ вас./ Темже помина́йте нас, верою и любо́вию вас величающих.
Я́коже Вениами́н, еди́н от сыно́в Изра́илевых, юне́йший бе в дому́ отца́ своего́,/ та́ко и ты, Вениами́не преподобномучениче, после́дний нача́льник в Солове́цтей оби́тели был еси́./ И, я́коже Вениами́н, священнонача́льник Петрогра́дский,/ ты И́менем Христо́вым злоде́йства вра́жия препобеди́л еси./ Темже помина́й нас, верою и любо́вию тя величающих.
Ча́шу страда́ний му́жественне испи́вше,/ венцы́ неувяда́емыми украси́лися есте́ во Ца́рствии Небеснем, досточти́мии Вениами́не и Ники́форе./ Темже молите о оби́тели ва́шей Солове́цтей,/ да ми́р и любовь Госпо́дня во ве́ки с не́ю пребыва́ет,/ и нас помина́йте, верою и любо́вию вас величающих.
Богоро́дичен: Ца́рства Бо́жия би́сер драгоце́нен/ да возсия́ет в душа́х на́ших Твои́ми мольба́ми,/ Пречистая Дево, Нача́льника жи́зни ве́чныя Ма́ти./ Помози́ нам, Блага́я,/ да, терпе́нием ду́шы стяжа́вше,/ воскресе́ния све́тлую ра́дость невозвра́тно Тобо́ю обря́щем.
Свети́лен, глас 3:
Све́том Христо́вым просвеща́еми,/ мрак беззако́ния попра́ли есте́, преподо́бнии,/ и испове́данием Трисо́лнечнаго Све́та тьму а́дову посрами́ли есте́,/ муче́ния же от сыно́в поги́бели прие́мше,/ безпеча́льное жи́тельство насле́довали есте́./ Темже, све́тлости святы́х прича́стницы яви́вшеся,/ ми́ру просвеще́ние испроси́те/ и душа́м на́шим велию милость.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Све́т Живота́ ве́чнаго возсия́ нам Тобо́ю, Благода́тная Мари́е,/ пло́тию бо родила́ еси́ Жизнода́вца Бо́га,/ смерть попра́вшаго, мир Собо́ю обнови́вшаго/ и всем верным Воскресе́ние да́рующаго.
На хвали́тех стихи́ры, глас 7:
Ре́вностию по Бо́зе распаля́еми/ и жа́лостию о до́ме Госпо́дни снеда́еми,/ святы́ни оби́тели ва́шея от расхище́ния/ и поруга́ния нечести́вых сохраня́ли есте́,/ преще́ний же беззако́нныя вла́сти не устраши́вшеся,/ до конца́ страдания претерпесте/ и спасе́ние душа́м обретосте́,/ преподобномученицы преславнии./ Ны́не сия́ете во сла́ве Госпо́дни.
Бремя поруга́ния и уничиже́ния оби́тели своея́ поне́сше/ и заклание, яко агнцы незлобивии, безропотне восприемше,/ ми́ру безу́мному укоре́ние бы́ли есте/ и, ангелом по му́ченичестей кончи́не ва́шей совокупи́вшеся,/ в сла́ву Христо́ву добропобедне возшли есте,/ страдальцы преподобнии Вениамине и Никифоре,/ моли́те Влады́ку Христа́ Бо́га/ спастися душам нашим.
По́двиг преподо́бных отцев подъемше,/ богоблаженнии Вениами́не и Ники́форе,/ о́браз и́ноческаго жития́ благоче́стно показали есте,/ мно́жество же лише́ний и гоне́ния претерпе́вше,/ страстоте́рпцем Христовым уподо́билися есте/ и, му́чеников мзду восприемше,/ я́ко зве́зды светоза́рныя в Ца́рствии Небеснем возсия́ли есте́./ Мы же, па́мять вашу ныне празднующе,/ усердне молим спастися душам нашим.
Приидите, мучениколюбцы,/ возвеличим истинных преподобномучеников Вениамина и Никифора,/ иже Христа ради, скорби и гонения,/ поношения и уничижения претерпевше,/ лютую смерть от безбожных прияли есте./ Сего ради с лики преподобных и новомучеников Соловецких/ Престолу Божию предстоят/ и молятся о душах наших.
Сла́ва, глас 1:
Егда́ во всесве́тлыя дни Воскресе́ния Христова/ Бо́гу побе́дную песнь возноси́ли есте́, Вениами́не и Ники́форе,/ умерщвле́ние сме́рти пра́зднующе/ и утвержде́ние жи́зни торжеству́юще,/ кончи́не му́ченичестей приложилися есте/ и, нетле́нию Небе́сному приобщи́вшеся,/ рая́ отве́рстыми враты́ в ра́дость соверше́нную востекли есте,/ Па́сху ве́чную славяще.
И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже:
Огнь Божества́ во утро́бе неопа́льне вмести́вши,/ Киво́т благода́ти свяще́ннейший яви́лася еси́, Де́во Пречи́стая,/ темже пла́менем Ду́ха Боже́ственнаго возжига́еши сердца́ ве́рных/ и ве́чнующему вражию пла́мени сих неприкоснове́нных твори́ши./ Возсия́й, Богома́ти, и в нас любве́ Бо́жия немерца́ющий свет,/ от борю́щих враг огражда́ющи,/ и огнеды́шащия про́пасти а́довы изба́ви ду́шы на́ша.
И а́ще по́ст: на стихо́вне Сла́ва, глас 6:
Распе́ншемуся за ны Христу́ Бо́гу,/ смерть попра́вшему и ад плени́вшему,/ сораспина́лися есте́, страстоте́рпцы приснопа́мятнии,/ страда́ния мно́гая претерпе́вше да́же до сме́рти му́ченическия,/ ны́не в невече́рнем дни Ца́рства Бо́жия сла́дость ра́йскую вкуша́ете,/ исполне́ние наде́жды ва́шея улучи́вше./ И нам, Христо́ву Воскресе́нию покланя́ющымся/ и па́мять ва́шу пра́зднующым,/ всегда́ сию́ наде́жду подава́йте.
И ны́не, Богоро́дичен от седми́чных, глас то́йже.
А́ще ли в сре́ду или́ пято́к, Крестобогоро́дичен:
Возведи́ се́рдца наша, Де́во,/ к па́мятствованию Страсте́й спаси́тельных Христа́ Бо́га/ и Твои́х Богома́терних страда́ний,/ я́же претерпе́ла еси́, ви́дящи Сы́на Твоего́ уничиже́на/ и пригвожде́на ко дре́ву Креста́,/ и́мже смерть упраздни́ся и мир спасе́ся./ Того́ у́бо Живоно́сною си́лою и Твои́ми всеси́льными моли́твами/ помози и нам от сете́й вра́жиих изба́витися/ и милосе́рдием Бо́жиим спасти́ся.
В то́йже день на вече́рни, на Го́споди, воззва́х: стихи́ры, глас 5:
Прииди́те, христолюби́вии лю́дие,/ восхва́лим ревни́телей и защи́тителей до́блественных обители Соловецкия,/ Вениами́на, нача́льника ея́ после́дняго/ вкупе и Ники́фора, его́ сподви́жника,/ ти́и бо ве́лию скорбь разорения обители прия́ша,/ во времена́ же гонений на Церковь Русскую/ сонму новому́чеников Солове́цких сопричтени быша./ Ны́не же предстоя́т Престо́лу Госпо́дню/ и мо́лятся о спасении душ на́ших.
Кре́ст страданий дан бысть ти свы́ше, богоизбра́нне Вениами́не,/ еже оби́тель Солове́цкую от беззако́ний и бу́йства безбо́жных храни́ти,/ ты же, преподо́бне, заступа́я вве́ренную ти святы́ню,/ тверд и непрекло́нен яви́лся еси́/ и, вся́чески утесня́емь и изгоня́емь от враг быв,/ все упова́ние на Го́спода возлага́л еси́,/ оби́тели Солове́цкия после́дний нача́льниче/ и славный страстоте́рпче.
Я́коже пла́мень зло́бный попали́ во дни гоне́ний/ сла́вную оби́тель Солове́цкую,/ та́ко и Вениами́н многострада́льный,/ строи́тель сея́ оби́тели прехва́льный,/ вкупе с преподобномучеником Ники́фором,/ ду́ши скорбьми́ тя́жкими очи́стивше,/ паля́щим огне́м смерть прия́ша./ Темже, венцы му́ченическия от Господа приемше,/ ныне Престолу Божию во Ца́рствии Небеснем предстоят/ и молятся о душах наших.
Многия ско́рби и страда́ния на земли́ претерпе́вше/ и крест му́ченический со смире́нием и любо́вию в житии́ поне́сше,/ ны́не на Небе́си ра́дости неизреченныя наслаждаетеся,/ преподобномученицы Вениами́не и Ники́форе,/ и в со́нме святы́х Го́спода воспеваете./ Того молите и нам поприще земное достойно совершити/ и Царствие Божие наследовати.
Сла́ва, глас 8:
Во изгна́нии су́ще,/ молитву непреста́нную слезами растворяли есте́/ о оби́тели Соловецтей, от безбожных разоряемей,/ святии Вениами́не и Ники́форе,/ в нейже многия подвиги и труды понесли есте./ Во дни же Свята́го Воскресе́ния,/ смерть му́ченическую за Христа прии́мше,/ Того победоносне просла́вили есте́./ Ныне же, Престолу Божию предстояще,/ прославляете Отца и Сына и Святаго Духа,/ Троицу Единосущную и Нераздельную.
И ны́не, Богоро́дичен от седми́чных, глас то́йже.
А́ще ли к среде́ или́ к пятку́, Крестобогоро́дичен:
Иже от кровей Твоих чистых воплощенна/ и паче мысли от Тебе, Чистая, рожденна,/ на Древе висима посреде злодею зрящи,/ утробою болела еси/ и, матерски рыдающи, вопияла еси:/ увы Мне, Чадо Мое,/ кое божественное и неизреченное смотрение Твое,/ имже оживил еси создание Твое?/ Воспеваю Твое благоутробие.
На Литургии
Блаженны от канона, песнь 3-я и 6-я. Проки́мен, глас 4: Святы́м, и́же суть на земли́ Его/ удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них. Стих: Предзре́х Го́спода предо мно́ю вы́ну,/ я́ко одесну́ю мене́ е́сть, да не подви́жуся. Апо́стол к Ри́мляном, зача́ло 99. Аллилу́иа, глас 4: Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их,/ и от всех скорбе́й их изба́ви их. Стих: Мно́ги ско́рби пра́ведным,/ и от всех их изба́вит я Госпо́дь. Ева́нгелие от Луки́, зача́ло 96.
Моли́тва
O, досточýдная двóице отéц преподóбных, новомýчеников и страстотéрпцев Соловéцких, богомýдре Вениами́не начáльниче монáхов и вéрный егó помóщниче Ники́форе! Вы, благонрáвием и твéрдою вéрою благодáть у Бóга снискавше, и́ноком óбраз и́стиннаго служéния явили есте, наставля́юще их в путéх прáведных неуклóнно ходи́ти. Си́лою Бóжиею и вéлиею любóвию вáшею нестроéния в житии́ брáтстем укрощающе, в ми́ре и благочéстии святýю оби́тель Соловéцкую до концá соблюдáли естé. Егдá же во дни гонéний лю́тых на Цéрковь Бóжию мрак беззакóний нáйде на святое место сие, вы, стрáха не убоявшеся, в пóдвизе исповéдания вéры Христóвы свéтло просия́ли естé. В земли́ Архáнгельстей кончи́ну мýченическую во изгнáнии приéмше, в рáдость вéчную Цáрствия Небéснаго невозбрáнно возшли есте. Темже мóлим вас, угодницы Христовы: сохраните оби́тель Соловецкую невреждéнну от враг ви́димых и неви́димых, нам же помозите пóдвигом дóбрым подвизáтися и дни своя́ на земли́ в мире и покаянии скончáти, да сподобимся наследники быти Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами достойни явимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Ами́нь.
Вернуться к списку